На втором месте по частоте встречаемости стоят неисправности, так или иначе связанные с генератором.

Почти на всех японских автомашинах генераторная установка работает следующим образом. В генераторе, в его статоре, есть три обмотки, которые одним концом все соединены вместе, и этот конец выведен наружу и подсоединен к своей паре мощных выпрямительных диодов, которые образуют трехфазный выпрямительный мост. На обмотку ротора генератора, которая называется обмоткой возбуждения, через щетки от реле-регулятора подается напряжение возбуждения, величина которого зависит от напряжения на аккумуляторной батарее. Чем ниже напряжение на батарее, тем большее напряжение подается на возбуждение, и, следовательно, генератор через выпрямительный мостик выдает большее напряжение (и ток).

Таким образом, при вращающемся генераторе на его выходе держится от 13,8 до 14,8 вольт, в зависимости от температуры, нагрузки и регулировки реле-регулятора. Естественно, что при выходе из строя одной обмотки статора (или, что случается чаще, обрыве в каком-нибудь диоде), напряжение снизится, и такой генератор будет выдавать, например, около 12 вольт. Поэтому аккумуляторная батарея через некоторое время разрядится. Реле-регулятор при выключенном двигателе подает «минус» для различной автоматики, поэтому при включении зажигания и загорается множество лампочек.

Основные отличия японских генераторов от отечественных заключаются в следующих трех пунктах.

1. Гораздо большая мощность, особенно у дизельных двигателей. На обычном японском автомобиле стоит генератор мощностью около 600 Вт, а на большом, например, «Тоуоtа Сrown» может стоять генератор мощностью до 900 Вт. Наши отечественные генераторы обычно имеют мощность около 400 Вт, поэтому использовать в импортных автомобилях какие-либо детали наших генераторов сложно. Дело в том, что при работе двигателя все потребители в автомобиле питаются от генератора, аккумуляторная батарея в этом случае также является потребителем (берет «зарядку»), фары «забирают» 100 Вт + 100 Вт, мотор вентилятора печки — 150 Вт, а еще есть габаритные огни по 10 Вт, сигналы «стоп» 4*25 Вт. Еще иногда надо включить «противотуманки» и магнитофон с выходом около 50 Вт, да и посигналить «цветным» звуковым сигналом хочется. Тут-то наш генератор просто «сгорит».

2. Характеристика реле-регуляторов, устанавливаемых на японские автомобили, гораздо ближе к идеальной, чем у русских реле-регуляторов. При работе двигателя на холостом ходу реле-регулятор «японца» выдает такие напряжение и ток на обмотку возбуждения, что в сети автомобиля устойчиво держится 13,8 вольт. Если двигатель раскрутить до 3000 об/мин, в сети опять будет 13,8 вольт, если включить фары — те же 13,8 вольт на всех оборотах. Наши реле-регуляторы на такое не способны, хотя их и можно установить на импортный автомобиль, если сгорел штатный, встроенный в генератор или «выносной» реле-регулятор.

Установленный снаружи корпуса генератора русский реле-регулятор будет или недозаряжать аккумуляторную батарею, или перезаряжать ее, в зависимости от того, как он отрегулирован. Кроме того, это будет зависеть еще и от числа оборотов двигателя и количества включенных потребителей. Впрочем, ездить на таком автомобиле можно. Только ночью свет фар будет желтым, а магнитофон в салоне при этом может «тянуть». Если же отрегулировать реле-регулятор (а многие новые реле-регуляторы это позволяют) так, чтобы фары светили как надо, днем у вас аккумулятор закипит от слишком большого тока зарядки или будут гореть предохранители.

3. Японские генераторы имеют дополнительные выводы и дополнительные диоды (кроме диодного мостика). Это дополнение нужно для различной автоматики в самом автомобиле. Когда вы включаете зажигание, на панели приборов загорается множество лампочек, при этом «по делу» в этом случае горят только две: лампочка отсутствия зарядки аккумулятора и лампочка отсутствия давления масла, т.к. двигатель не работает. Остальные лампочки, загораясь, демонстрируют только то, что они (сами лампочки) исправны, не перегорели. После запуска двигателя они все погаснут и загорятся только тогда, когда возникнет та или иная неисправность. Разные автомобили оборудованы разными аварийными лампочками (табло): перегрев выхлопных газов, наличие воды в топливном фильтре, уровень охлаждающей жидкости, уровень электролита в аккумуляторе, исправность световой сигнализации и т.д. Напряжение для такого тестирования лампочек берется с дополнительного вывода генератора или с реле-регулятора.

На генераторах дизельных двигателей выпуска 80-х годов с обратной стороны устанавливается вакуумный насос, который в первую очередь необходим для работы вакуумного усилителя тормозов, поэтому заменить генератор в дизельном двигателе на отечественный невозможно. Вакуумный насос во время работы смазывается маслом от масляной магистрали двигателя, и, по-видимому из-за плохого масла, иногда в нем ломаются лопасти. Эти лопасти изготовлены из какой-то керамики с добавлением графита, но мы, если лопасть сломалась, изготавливаем ее из текстолита. Надолго ли, неизвестно, но они работают, и возврата машин с этой поломкой пока не было.

Leave a Comment

Start typing and press Enter to search